Велокомпьютер

Современный велокомпьютер представляет собой достаточно сложный прибор, который выполняет широкий круг информационных функций.

Основные функции, встречающиеся в велокомпьютерах:

  • Определение текущей скорости велосипеда
  • Общий пробег велосипеда
  • Текущий пробег велосипеда
  • Часы
  • Время поездки
  • Средняя скорость велосипеда
  • Автоматический старт/стоп при вычислении времени поездки, средней скорости велосипеда и т.п.
  • Максимальная скорость велосипеда
  • Отклонение от средней скорости поездки
  • Частота педалирования (каденс)
  • Программируемый дисплей
  • Энергосберегающий режим работы
  • Возможность установки на двух разных велосипедах (с разными колесами)
  • Частота пульса велосипедиста
  • Температура воздуха
  • Высота над уровнем моря (альтиметр)
  • Номер включенной передачи

Основной принцип действия велокомпьютера очень прост: на спицу переднего колеса крепится маленький магнит, на вилке закрепляется датчик (внутри которого установлен геркон, который при внесение его в магнитное поле замыкает сигнальную цепь). Таким образом, при движении велосипеда, образуется последовательность электрических импульсов, частота которых зависит от частоты вращения колеса, а значит и от скорости движения. Считая эти импульсы, велокомпьютер по тривиальным формулам рассчитывает все остальные параметры, используя заранее введенную пользователем длину окружности колеса велосипеда.
Так же некотрые велокомпьютеры имеют дополнительный датчик для подсчета каданса — частоты вращения педалей велосипедистом.

Выбор велокомпьютера дело весьма увлекательное. Всегда хочется побольше функций, покруче фирму и т.д. Реально же нужно четко для себя определить, какие функции велокомпьютера Вам необходимы или могут потребоваться. Вполне можно кататься с велокомпьютером имеющим минимум функций, и он будет служить долго и надежно.

Одно из самых слабых мест велокомпьютеров – это их провода до датчиков. Поэтому при монтаже велокомпьютера необходимо тщательно протягивать провода, оборачивая их вокруг тросика тормозов и т.п. для исключения свободного их болтания из-за которого провода могут цепляться за кусты и пр.
Для устранения проблемы с проводами, производители велокомпьютеров наладили выпуск беспроводных велокомпьютеров. Датчик вращения колеса с передатчиком объеденены в один корпус и устанавливаются на вилке. Соответственно в велокомпьютер (обычно в его основание) встроен приемник.

В качестве установок обычно используются размер колеса велосипеда (в см или мм), км/ч или мили/ч, 24-х или 12-тичасовая шкала времени, установка режима вычисления средней скорости.

Требования, предъявляемые к велокомпьютерам, можно коротко описать следующими словами: велокомпьютер должен быть устойчив к таким природным явлениям, как дождь, прямые солнечные лучи, высокие и низкие температуры. Тоже можно сказать и о проводах, соединяющих компьютер с датчикам расположенными на велосипеде. То, что электроника должна спокойно выдерживать вибрации и удары подразумевается само собой. Современные велокомпьютеры обычно полностью удовлетворяют этим требованиям, за исключением, может быть, полноценной работы в условиях низких температур, хотя, как показывает практика, качественные велокомпьютеры отлично работают при отрицательных температурах. Но жидкокристаллический дисплей может замерзать и медленно переключаться между показаниями. При этом сам велокомпьютер продолжает нормально обрабатывать данные. После прогрева работоспособность ЖК дисплея восстанавливается.

Велокомпьютеры могут быть выполнены в двух различных вариантах корпусов:

  • в обычном корпусе с креплением на руль
  • в виде браслета.

Более распространенным является вариант с креплением на руль, второй тип обычно применяется в велокомпьютерах-пульсометрах.

Первый тип велокомпьютеров — съемный, когда вы уходите, то снимаете компьютер с велосипеда и на велосипеде остаются лишь датчики — маленький магнитик на колесе, геркон на вилке и платформа на руле, соединенная с ними проводами. Любителям отрывать чужие велокомпьютеры поживиться практически нечем. Возможен и вариант с беспроводной системой датчик-платформа. В этом случае, датчик на вилке представляет собой миниатюрный передатчик с собственной батарейкой. Платформа является приемником, тоже с батарейкой. Преимущества такой системы в том, что вы не порвете провод, пробираясь по густому лесу, кустарникам и прочим прелестям такого рода, его попросту нет. Недостатки — три батарейки в системе вместо одной, высокая цена — беспроводная система стоит столько же, сколько средний велокомпьютер, и низкая помехоустойчивость: на многие такие системы очень плохо действуют высоковольтные линии электропередач и сотовые телефоны — мощным электромагнитным излучением они мешают четкой передаче данных, в результате показания могут быть абсолютно произвольными.

Второй тип велокомпьютеров представляет собой браслет на руке и, соответственно, всегда является беспроводным. Такое расположение компьютера является очень неудобным — придется отрывать руку от руля, подносить компьютер ближе к глазам или отдергивать рукав, чтобы посмотреть показания, а как переключать режимы работы на ходу вообще непонятно, потому стандартным является режим с последовательной сменой показаний.

В традиционных велокомпьютерах вычисление скорости движения и других параметров ведется по частоте импульсов от датчика на колесе с учетом длины окружности колеса. Для вычисления скорости вращения педалей используется дополнительный датчик, магнит которого закрепляется на шатуне велосипеда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *