Site icon veloLife.by

Основы эффективной техники катания

Преодолевание подъёма

Преодолевание поворотов

Преодолевание спуска

До тех пор пока спуск достаточно гладкий, лучше всего ехать стоя, удерживая педали в горизонтальном положении. Равномерно распредели вес на левую и правую часть руля. Это позволит тебе направлять переднее колесо прямо и обеспечит лучшую работу подвески. При спуске оставайся спокойным. Если при спуске сжать ногами седло, можно зафиксировать велосипед. Нелегко крепко сжимать руль, когда ослабевают руки и плечи. Можно немного ослабить хватку, но важно быть готовым в любой момент овладеть рулем, как только понадобится. Скорость тоже может быть твоим другом. Чем выше скорость, тем устойчивее велосипед.

Однако, чем выше скорость, тем больнее падения и серьезнее их последствия, поэтому реакция на появление препятствий должна быть очень быстрой. Не ослабляй внимания! Чем дальше ты смотришь при спуске, тем быстрее будешь спускаться. Смотри именно туда, куда ты хочешь попасть. Если смотреть на препятствия, то велика вероятность того, что ты в них врежешься. На малокаменистых спусках просто объезжай камни, не наезжая на них передним колесом. Не думай об отдыхе. По мере того как спуск становится круче, переноси вес тела на заднюю часть велосипеда. Чрезвычайно крутые спуски даунхилла заставляют так сильно отклониться назад, что ты заканчиваешь спуск позади седла. На коротких отрывочных дистанциях, где торможение не замедляет твой ход, мысленно сконцентрируйся на участке впереди, на котором (ты точно знаешь) остановишься. Помни, 75% силы торможения приходится на переднее колесо. Если заднее колесо заносит, скорее всего, ты недостаточно эффективно используешь передний тормоз. Научись делать это плавно и эффективно.

Преодолевание различных препятствий

Теория переключения скоростей

Переключение скоростей дает возможность крутить педали в эффективном темпе, тратя при этом умеренное количество энергии, независимо от условий дороги и твоей скорости. Чтобы увидеть преимущества переключения, представим случай с тяжелой физической нагрузкой, а именно подъем в гору. Итак, езда на велосипеде в гору представляет собой эффективный подъем своего собственного веса плюс вес велосипеда от начала холма и до его вершины.

Если комбинация задних и передних звезд не меняется, как на односкоростном велосипеде, то скорость езды будет находиться в прямой зависимости от скорости, с которой ты крутишь педали. Переключение же позволяет разделять поднимаемый вес на большее или меньшее количество оборотов педалей. Чем ниже передача, тем легче груз, но увеличивается количество оборотов педалей. Чем выше передача, тем больше твоя скорость при том же темпе педалирования, но труднее крутить педали.

Система переключения скоростей позволяет тебе выбрать такую комбинацию передних и задних звезд, которая позволит эффективно работать на выбранной скорости с оптимальным результатом. Переключая передачи, меняй темп езды. Таким образом, на высоких передачах сохраняется скорость при медленном вращении педалей, но энергии требуется больше. На низких передачах для поддержания скорости требуется высокий темп, но затраты энергии при этом минимальны.

Тем не менее, расходуемая энергия не единственный, хотя, бесспорно, самый важный критерий. Езда на велосипеде при одинаковом расходе энергии может утомлять организм по-разному, в зависимости от интенсивности и дальности катания. Было доказано: чтобы преодолеть длинную дистанцию безболезненно и без устали, сила педалирования должна быть низкой, на уровне чуть выше естественного для начинающего велосипедиста.

Езда на длинные дистанции требует темпа в 80 или более оборотов в минуту. Обычно гонщики крутят педали даже быстрее, например, при езде во внедорожных условиях. За один день этому не научишься — сначала надо научиться так быстро вращать ногами, и это необходимое требование для эффективного маунтин-байкинга. Итак, большая часть твоего первого опыта как велосипедиста должна приходиться как раз на усовершенствование техники быстрого вращения педалей.

Практика переключения скоростей

Поскольку ты теперь знаешь, что при высокой передаче спереди расположены большие звезды, а сзади маленькие, настало время попрактиковаться в езде на высокой и низкой передачах. Сначала сделаем это «всухую» — переверни велосипед или подними заднее колесо над землей. Передачи переключаются только тогда, когда крутятся педали. Поэтому крутани педаль рукой и, используя рычаги переключения, переключай передачи — вверх и вниз, до тех пор, пока не будешь иметь представление обо всех возможных вариантах передач.

Теперь можно ехать кататься. Выбери место, где можно спокойно экспериментировать с переключением скоростей без риска столкнуться с другими велосипедистами или с каким-нибудь транспортным средством. И не забывай крутить педали, переключая скорости.

Всему этому можно легко научиться, если уделить немного времени и внимания. Все, что нужно для того, чтобы быстро стать экспертом, — полчаса интенсивных тренировок каждый день в течение одной недели, и, конечно, думай об этом во время регулярного катания.

Выбор скорости

Возможно самой большой проблемой для начинающего маунтин-байкера является выбор правильной передачи при катании на велосипеде. Выбери ту передачу, при которой ты сможешь максимизировать темп, с которым крутишь педали, не уменьшая свою способность работать эффективно.

Допустим, в начале ты можешь крутить педали не быстрее 60 оборотов в минуту. После определенной практики это уже будет медленно для тебя, но пока — это твой лимит. Итак, правильная передача та, при которой ты можешь набрать свой темп в любое время, желательно превышая его. Используй либо электрический спидометр с функцией подсчета оборотов педалей, либо подсчитай количество оборотов за минуту по наручным часам, пока не начнешь чувствовать и определять скорость интуитивно. Если тебе кажется, что ты слишком медленно крутишь педали, переключись на пониженную передачу, чтобы увеличить количество оборотов в минуту, оставаясь на той же скорости. Если ты крутишь педали быстрее, продолжай в том же темпе, пока не почувствуешь, что тебе стало легче их крутить, и тогда переключись на повышенную передачу, чтобы увеличить скорость езды при том же темпе вращения педалей.

Постепенно ты будешь крутить педали все быстрее и быстрее. В этом случае увеличивай количество вращений соразмерно своим возможностям, двигаясь вверх от 60-ти к 70-ти, 80-ти оборотам в минуту и даже выше. Катаясь в компании, не руководствуйся выбором темпа вращения другими. Они могут быть сильнее тебя или слабее или развивать свою скорость вращения педалей больше или меньше, чем ты.

Пройдет совсем немного времени, и ты станешь сам выбирать правильную передачу, уже не опираясь на подсчет оборотов педалей в минуту. Ты будешь знать, когда стоит переключиться на пониженную передачу в связи с изменением дорожных условий или перед спуском. Ты также сможешь с легкостью определять, насколько ниже следует опустить передачу или насколько выше поднять ее. Переключай скорости осознанно и довольно часто, и ты вскоре станешь мастером.

Несколько советов от Марка Джонса

Марк Джонс — профи по кросс-кантри, который провел в команде KONA Factory Team 10 лет и участвовал в гонках кросс-кантри самого высокого уровня. Он автор известной книги «Хитрость профессии», а также обучающих программ для гонщиков кросс-кантри на соревнованиях NORBA и этапах Кубка Мира. Для овладения навыками Марка Джонса на его обучающих площадках побывало более 5000 гонщиков…

Опытные велогонщики выглядят спокойными и расслабленными, их ноги крутят педали плавно и легко, эффективно используя энергию, а, не тратя ее понапрасну. И шоссейные гонщики, и маунтин-байкеры должны стараться не напрягать верхнюю часть своего тела и не поддаваться эмоциям, за исключением тех моментов, когда встают на педали, чтобы подняться вверх по склону. Если ты будешь кататься спокойно, у тебя сохранится больше энергии, и ты будешь лучше контролировать велосипед.

Прежде всего, нужно правильно подобрать велосипед под свой рост. Выбираются нужного размера рама, длина шатунов и вынос руля. После этого можно начинать учиться вращать педали, спокойно, но при этом быстро, по кругу и в темпе. Если у тебя слишком высокий темп, а передача слишком низкая (легкая), то ты будешь тратить свою энергию без эффективного движения вперед. Если же, наоборот, темп очень низкий, а передача слишком высокая (тяжелая), то ты потратишь весь запас энергии за очень короткое время и потенциально рискуешь повредить колени и мышцы ног от напряжения.

У большинства гонщиков идеальный темп в районе 90 оборотов в минуту, однако, он может быть и более низким — до 75 оборотов в минуту. Если ты начинаешь свое обучение на велосипеде с бесконтактными педалями, тебе будет тяжелее достичь этой идеальной частоты. По мере того как приходит опыт, ты станешь лучше понимать, как эффективно использовать рабочие характеристики и возможности велосипеда, и твои темп и скорость увеличатся сами по себе.

Концентрируйся на круговых движениях педалей, а не на давлении вниз. Эффективная езда достигается при полном круговом обороте педали. Правильный оборот педали можно для удобства сравнить с циферблатом часов: с 11:00 до 1:00 дави вперед, с 1:00 до 5:00 дави вниз, с 5:00 до 8:00 дави назад. Нет никакой необходимости тянуть вверх педаль, просто разгрузи ее и позволь другой ноге вернуть педаль к началу кругового цикла.

Следуя этим советам, ты приобретешь грамотную базовую технику катания, и будешь смотреться так, словно ты катался на велосипеде с рождения. Также полезно наблюдать за катанием опытных райдеров, изучать их стиль езды. Обычно у сильных велосипедистов очень ровная и эффективная техника езды.

Exit mobile version