От переводчика.
Несколько раз на своей практике мы столкнулись с тем, что покрышки, имеющие вроде одинаковую кодировку, имели разный размер покрышек. В этой статье исчерпывающая информация про размеры и обозначение покрышек. Мы взяли на себя смелость дополнить эту статью размерами шин производимых в России и ближнем зарубежье — помечены красным цветом.
Какая покрышка подходит, к какому ободу?
Устрашающее количество размеров велосипедных покрышек существует на сегодняшний день в мире. Еще больше усложняет дело то, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды разработали свою собственную систему обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что одна и та же по размерам покрышка в разных странах известна под разными маркировками. Более того, покрышки разного размера, которые не взаимозаменяемы, часто имеют одинаковую маркировку, если они изготавливались разными производителями!
Традиционная система маркировки.
Традиционная система обозначений базируется на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер покрышек обычно выражается в дюймах (26″, 27″ и т.д.) или миллиметрах (650, 700 и т.д.).
К сожалению, эволюция ободьев и покрышек привела к тому, что эта маркировка потеряла связь с истинным диаметром. Вот как это получилось. Начнем с популярных в 30х годах тяжелых и толстых покрышек 26х2.125, которые до сих пор используются в «пляжных велосипедах». Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26″. Однако многим велосипедистам не нравились такие колеса, и они хотели иметь что-то более скоростное и легкое. Промышленность откликнулась производством более легких и узких покрышек, подходящих на тот же обод, обозначаемых 26х1.75.
Хотя такие покрышки и продолжали называться «26ти-дюймовыми», на самом деле они имели диаметр 25 5/8″, а не 26″. Позднее то же размер обода использовали пионеры горного велосипеда с западного побережья, который ныне является стандартом для горного велосипеда. Рынок диктовал свои условия производителям, и теперь можно купить покрышку шириной всего в 25 миллиметров для обода «размера 26″». Хотя истинный внешний диаметр колеса равен в этом случае 24 7/8″.
Второе число или буквенный код в традиционной системе обозначает ширину покрышки. (26×1.75, 27×1 1/4, 650B, 700C и т.д.).
Равно ли «ноль семьдесят пять» трем четвертям?
Обратите внимание на то, что в традиционной дюймовой системе ширина покрышки может обозначается как десятичной дробью (26×1.75), так и простой (26×1 3/4). Хотя обозначения ширины в математическом смысле равны, они относятся к покрышкам разного размера, которые не взаимозаменяемы! Это обстоятельство часто приводит к приобретению покрышки не того размера неспециалистами.
Я сформулировал «правило Брауна для размера покрышек», которое гласит:
Если две покрышки промаркированы математически равными числами, но одно из них выражено десятичной дробью, а другое простой, то такие две покрышки не будут взаимозаменяемыми.
Неправдивость маркировки.
Конкуренция на рынке часто приводит к тому, что производители неточно указывают ширину покрышек. Посмотрим, как это делается. Предположим, что Вы продаете на рынке покрышки высокого уровня 700-25. Естественно Вы изучаете каталоги и рекламу, чтобы найти наилегчайшие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и одинакового качества, но компания Pepsi промаркирует покрышку шириной 24 мм как 700-25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная 700-25 покрышка компании Coke. Такой прием даст компании Pepsi преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпустит еще более легкую покрышку 700-23, промаркировав ее 700-25.
Такой сценарий конкурентной борьбы преобладал в 70-х и 80-х годах. Ситуация настолько усложнилась, что трезвый подход наконец возобладал, и сейчас есть четкая тенденция точно указывать истинные размеры.
Система маркировки ISO (ETRTO).
ISO — (International Organization for Standardization) Международная организация стандартизации разработала универсальную систему обозначений размеров покрышек, чтобы исключить путаницу. В прошлом эта система бала известна как «ETRTO», разработана она была одноименной организацией. ETRTO – European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).
Размер покрышек по ISO состоит из двух чисел:
Первое число – ширина покрышки (обода) в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Ободья измеряются между фланцами.
Второе число – посадочный диаметр обода в миллиметрах. Это очень важный размер покрышки. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число у обода и покрышки совпадает, то данная покрышка подходит к данному ободу.
Например, 700х20 шоссейная покрышка в системе ISO обозначается 20-622; гибридная покрышка 700х38 будет обозначаться 38-622. Из-за различия в ширине, возможно, они и не являются идеальной парой для замены, но к любому ободу, к которому подходит покрышка 20-622, подойдет и покрышка 38-622.
Следующие две таблицы дают соответствие между традиционными обозначениями и посадочным размером по ISO. (Таблицы приводятся с сокращениями и дополнены некоторыми велосипедами производства стран бывшего СССР. Как видно из таблиц, даже одинаково промаркированные покрышки могут быть не взаимозаменяемыми, если изготовлены были в разных странах.)
Традиционная система, простые дроби дюймы.
Обозначение |
I.S.O. |
Велосипеды |
---|---|---|
28х1 3/4 | 622 | Россия. Все дорожные велосипеды. («Украина», «Минск» и т.д.) 40-622 |
28х1 1/2 | 635 | Вариант дорожного велосипеда США. |
28х1 1/2 | 622 | Россия. Все дорожные велосипеды. («Украина», «Минск» и т.д.) 38-622 |
27x anything | 630 | Шоссейные велосипеды США старого типа. |
27×1 1/4 | 622 | Россия. «Турист» 32-622 |
26×1 (650C) | 571 | Триатлон, маленькие шоссейные велосипеды. |
26×1 1/4 | 597 | Старые спортивные и клубные английские велосипеды. |
26×1 1/4 | 590 | Россия: «Диана», «Прима», «Вираж» 32-590 |
26×1 3/8 (E.A.3) | 590 | Американские трехскоростные и детские 10-ти скоростные. Россия: «Диана», «Прима», «Вираж» 35-590 |
26×1 1/2 (650B) | 584 | Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые горные Schwinn |
26×1 3/4 (S-7) | 571 | Дорожные Schwinn |
24×1 | 520 | Шоссейные колеса для маленьких гонщиков; переднее Terry |
24×1 1/4 | 547 | Детские английские и Schwinn |
24×1 1/2 | 533 | Россия: «Салют», «Альтаир», «Эрви», «Орленок», «Эрелюкас», «Ласточка», «Крегждуте» 37-533 |
24×1 3/8 (S-5) | 547 | Легкие детские Schwinn |
24×1 3/8 (E-5) | 540 | Английские детские, большинство инвалидных колясок |
20×1 1/4 | 445 | Россия: «Школьник» 30-445 |
20×1 3/4 | 406 | Россия: «Тиса-2», «Кросс», «Кама», «Десна» 40-406 |
20×1 3/4 | 419 | Детский Schwinn |
12 1/2×2 1/4 | 205 | Детские на «дутиках». Россия: «КВД» 56-205 |
Традиционная система, десятичные дроби дюймы.
Размер | I.S.O.
(mm) |
Велосипеды |
---|---|---|
26×1.00 до 2.3 | 559 | Большинство горных велосипедов. Россия: старые мотовелосипеды 48-559 (26×2) |
26×1.25 (rare) | 599 | Очень старые американские легкие велосипеды |
26×1.375 | 599 | Очень старые американские легкие велосипеды |
24×1.5 до 24×2.125 | 507 | Детские горные. Россия: «Салют», «Альтаир», «Эрви» |
20×1.5 — 20×2.125 | 406 | Большинство BMX, детские, складывающиеся. Россия: «Тиса-2», «Кросс», «КАМА», «ДЕСНА» и другие складные |
Традиционная система, метрическая.
Французский размер покрышек.
Во Французской системе первое число представляет собой номинальный (внешний) диаметр, за которым следует буква определяющая ширину: «A» – узкие, «D» — широкие. Буквенный код теперь не имеет никакой связи с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободьев изначально предназначенных для широких покрышек. Так размер покрышек 700С изначально был широким размером, но теперь существует очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.
Размер | I.S.O. (mm) |
Велосипеды |
---|---|---|
700 C | 622 | Дорожные велосипеды, гибриды, шоссейная клинчерная резина. Россия. «Турист». 700 С – 32 (32-622), «Украина» 700 С – 40 (40-622) |
700 D | 587 | Старый размер на некоторых моделях GT. |
650 A | 590 | Французская версия 26 x 1 3/8; Итальянские гоночные велосипеды для маленьких гонщиков. Россия: «Диана», «Прима», «Вираж». 650 А – 35 (35-590) |
650 B | 584 | Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые горные Schwinn |
650 C | 571 | Триатлон |
600 A | 540 | Европейские детские шоссейные, большинство инвалидных колясок |
550 A | 490 | Европейские детские шоссейные |
500 A | 440 | Европейские детские складные |
450 A | 390 | Европейские детские |
400 A | 340 | Европейские детские |
Таблица соответствия I.S.O.
I.S.O. (mm) |
Традиционные обозначения |
---|---|
635 | 28 x 1 1/2 |
630 | 27 x любое число, США |
622 | 700 C, Россия: 28х1 3/4, 28×1 1/2, 27×1 1/4 (37-622, 40-622, 32-622) |
599 | 26 x 1.25, x 1.375 |
597 | 26 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6) |
590 | 26 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A, Россия: 26×1 1/4 (32-590) |
587 | 700 D |
584 | 650B, 26 x 1 1/2 |
571 | 26 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C |
559 | 26 x 1.00- x 2.125, Россия: 26×1 3/4, 26 x 2 (40-559, 48-559) |
547 | 24 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5) |
540 | 24 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A |
533 | Россия: 24×1 1/2 |
520 | 24 x 1, 24 x 1 1/8 |
507 | 24 x 1.5- x 2.125, Россия: 24 x 2 (47-507) |
490 | 550 A |
457 | 22 x 1.75; x 2.125 |
451 | 20 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8 |
445 | Россия: 20×1 1/4 (30-445) |
440 | 500 A |
419 | 20 x 1 3/4 |
406 | 20 x 1.5- x 2.125, Россия: 20×1 3/4 (40-406) |
Большинство этой информации взято из книги John Allen «Sutherland’s Handbook for Bycicle Mechanics» – библии велотехнологии. В ней приведены более полные версии этих таблиц.
Соображения по выбору ширины.
Хотя и можно использовать практически любую комбинацию покрышка-обод, у которой совпадают посадочные размеры, с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.
Если одеть очень узкую покрышку на широкий обод, вы рискуете получить частые проколы и повредить обод при езде по не идеальным дорогам.
Если использовать очень широкие покрышки на узком ободе, то боковины покрышки могут легко повредиться. Такая комбинация к тому же приводит к плохой управляемости, особенно на низких скоростях. К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие ободья. Такие ободья очень плохо подходят к широким покрышкам, если только покрышки не накачивать очень сильно, что в свою очередь приводит к излишней нагрузке на боковины обода. При этом теряется смысл широких покрышек – это их малое рабочее давление.
Ниже следует таблица рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода, составленная Georg Boeger.