Site icon veloLife.by

Размер покрышек

От переводчика.

Несколько раз на своей практике мы столкнулись с тем, что покрышки, имеющие вроде одинаковую кодировку, имели разный размер покрышек. В этой статье исчерпывающая информация про размеры и обозначение покрышек. Мы взяли на себя смелость дополнить эту статью размерами шин производимых в России и ближнем зарубежье — помечены красным цветом.

Какая покрышка подходит, к какому ободу?

Устрашающее количество размеров велосипедных покрышек существует на сегодняшний день в мире. Еще больше усложняет дело то, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды разработали свою собственную систему обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что одна и та же по размерам покрышка в разных странах известна под разными маркировками. Более того, покрышки разного размера, которые не взаимозаменяемы, часто имеют одинаковую маркировку, если они изготавливались разными производителями!

Традиционная система маркировки.

Традиционная система обозначений базируется на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер покрышек обычно выражается в дюймах (26″, 27″ и т.д.) или миллиметрах (650, 700 и т.д.).

Размер покрышек (маркировка)

К сожалению, эволюция ободьев и покрышек привела к тому, что эта маркировка потеряла связь с истинным диаметром. Вот как это получилось. Начнем с популярных в 30х годах тяжелых и толстых покрышек 26х2.125, которые до сих пор используются в «пляжных велосипедах». Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26″. Однако многим велосипедистам не нравились такие колеса, и они хотели иметь что-то более скоростное и легкое. Промышленность откликнулась производством более легких и узких покрышек, подходящих на тот же обод, обозначаемых 26х1.75.

Хотя такие покрышки и продолжали называться «26ти-дюймовыми», на самом деле они имели диаметр 25 5/8″, а не 26″. Позднее то же размер обода использовали пионеры горного велосипеда с западного побережья, который ныне является стандартом для горного велосипеда. Рынок диктовал свои условия производителям, и теперь можно купить покрышку шириной всего в 25 миллиметров для обода «размера 26″». Хотя истинный внешний диаметр колеса равен в этом случае 24 7/8″.

Второе число или буквенный код в традиционной системе обозначает ширину покрышки. (26×1.75, 27×1 1/4, 650B, 700C и т.д.).

Равно ли «ноль семьдесят пять» трем четвертям?

Обратите внимание на то, что в традиционной дюймовой системе ширина покрышки может обозначается как десятичной дробью (26×1.75), так и простой (26×1 3/4). Хотя обозначения ширины в математическом смысле равны, они относятся к покрышкам разного размера, которые не взаимозаменяемы! Это обстоятельство часто приводит к приобретению покрышки не того размера неспециалистами.

Я сформулировал «правило Брауна для размера покрышек», которое гласит:

Если две покрышки промаркированы математически равными числами, но одно из них выражено десятичной дробью, а другое простой, то такие две покрышки не будут взаимозаменяемыми.

Неправдивость маркировки.

Конкуренция на рынке часто приводит к тому, что производители неточно указывают ширину покрышек. Посмотрим, как это делается. Предположим, что Вы продаете на рынке покрышки высокого уровня 700-25. Естественно Вы изучаете каталоги и рекламу, чтобы найти наилегчайшие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и одинакового качества, но компания Pepsi промаркирует покрышку шириной 24 мм как 700-25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная 700-25 покрышка компании Coke. Такой прием даст компании Pepsi преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпустит еще более легкую покрышку 700-23, промаркировав ее 700-25.

Такой сценарий конкурентной борьбы преобладал в 70-х и 80-х годах. Ситуация настолько усложнилась, что трезвый подход наконец возобладал, и сейчас есть четкая тенденция точно указывать истинные размеры.

Система маркировки ISO (ETRTO).

ISO — (International Organization for Standardization) Международная организация стандартизации разработала универсальную систему обозначений размеров покрышек, чтобы исключить путаницу. В прошлом эта система бала известна как «ETRTO», разработана она была одноименной организацией. ETRTO – European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).

Размер покрышек по ISO состоит из двух чисел:

Первое число – ширина покрышки (обода) в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Ободья измеряются между фланцами.

Второе число – посадочный диаметр обода в миллиметрах. Это очень важный размер покрышки. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число у обода и покрышки совпадает, то данная покрышка подходит к данному ободу.

Например, 700х20 шоссейная покрышка в системе ISO обозначается 20-622; гибридная покрышка 700х38 будет обозначаться 38-622. Из-за различия в ширине, возможно, они и не являются идеальной парой для замены, но к любому ободу, к которому подходит покрышка 20-622, подойдет и покрышка 38-622.

Следующие две таблицы дают соответствие между традиционными обозначениями и посадочным размером по ISO. (Таблицы приводятся с сокращениями и дополнены некоторыми велосипедами производства стран бывшего СССР. Как видно из таблиц, даже одинаково промаркированные покрышки могут быть не взаимозаменяемыми, если изготовлены были в разных странах.)

Традиционная система, простые дроби дюймы.

Обозначение

I.S.O.
(mm)

Велосипеды

28х1 3/4 622 Россия. Все дорожные велосипеды.
(«Украина», «Минск» и т.д.) 40-622
28х1 1/2 635 Вариант дорожного велосипеда США.
28х1 1/2 622 Россия. Все дорожные велосипеды.
(«Украина», «Минск» и т.д.) 38-622
27x anything 630 Шоссейные велосипеды США старого типа.
27×1 1/4 622 Россия. «Турист» 32-622
26×1 (650C) 571 Триатлон, маленькие шоссейные велосипеды.
26×1 1/4 597 Старые спортивные и клубные английские
велосипеды.
26×1 1/4 590 Россия: «Диана», «Прима»,
«Вираж» 32-590
26×1 3/8 (E.A.3) 590 Американские трехскоростные и детские 10-ти
скоростные. Россия: «Диана»,
«Прима», «Вираж» 35-590
26×1 1/2 (650B) 584 Французские дорожные, велосипеды для туризма с
грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые
горные Schwinn
26×1 3/4 (S-7) 571 Дорожные Schwinn
24×1 520 Шоссейные колеса для маленьких гонщиков;
переднее Terry
24×1 1/4 547 Детские английские и Schwinn
24×1 1/2 533 Россия: «Салют»,
«Альтаир», «Эрви», «Орленок»,
«Эрелюкас», «Ласточка», «Крегждуте» 37-533
24×1 3/8 (S-5) 547 Легкие детские Schwinn
24×1 3/8 (E-5) 540 Английские детские, большинство инвалидных
колясок
20×1 1/4 445 Россия: «Школьник» 30-445
20×1 3/4 406 Россия: «Тиса-2», «Кросс»,
«Кама», «Десна» 40-406
20×1 3/4 419 Детский Schwinn
12 1/2×2 1/4 205 Детские на «дутиках». Россия:
«КВД» 56-205

Традиционная система, десятичные дроби дюймы.

Размер I.S.O.

(mm)

Велосипеды
26×1.00 до 2.3 559 Большинство горных велосипедов. Россия:
старые мотовелосипеды 48-559 (26×2)
26×1.25 (rare) 599 Очень старые американские легкие велосипеды
26×1.375 599 Очень старые американские легкие велосипеды
24×1.5 до 24×2.125 507 Детские горные. Россия:
«Салют», «Альтаир», «Эрви»
20×1.5 — 20×2.125 406 Большинство BMX, детские,
складывающиеся. Россия: «Тиса-2»,
«Кросс», «КАМА», «ДЕСНА» и другие
складные

Традиционная система, метрическая.
Французский размер покрышек.

Во Французской системе первое число представляет собой номинальный (внешний) диаметр, за которым следует буква определяющая ширину: «A» – узкие, «D» — широкие. Буквенный код теперь не имеет никакой связи с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободьев изначально предназначенных для широких покрышек. Так размер покрышек 700С изначально был широким размером, но теперь существует очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.

Размер I.S.O.
(mm)
Велосипеды
700 C 622 Дорожные велосипеды, гибриды, шоссейная
клинчерная резина. Россия.
«Турист». 700 С – 32 (32-622), «Украина» 700 С – 40
(40-622)
700 D 587 Старый размер на некоторых моделях GT.
650 A 590 Французская версия 26 x 1 3/8; Итальянские
гоночные велосипеды для маленьких гонщиков. Россия: «Диана», «Прима»,
«Вираж». 650 А – 35 (35-590)
650 B 584 Французские дорожные, велосипеды для туризма с
грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые
горные Schwinn
650 C 571 Триатлон
600 A 540 Европейские детские шоссейные, большинство
инвалидных колясок
550 A 490 Европейские детские шоссейные
500 A 440 Европейские детские складные
450 A 390 Европейские детские
400 A 340 Европейские детские

Таблица соответствия I.S.O.

I.S.O.
(mm)
Традиционные обозначения
635 28 x 1 1/2
630 27 x любое число, США
622 700 C, Россия: 28х1 3/4, 28×1 1/2,
27×1 1/4 (37-622, 40-622, 32-622)
599 26 x 1.25, x 1.375
597 26 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6)
590 26 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A, Россия: 26×1 1/4 (32-590)
587 700 D
584 650B, 26 x 1 1/2
571 26 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C
559 26 x 1.00- x 2.125, Россия: 26×1 3/4, 26 x 2 (40-559,
48-559)
547 24 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5)
540 24 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A
533 Россия: 24×1 1/2
520 24 x 1, 24 x 1 1/8
507 24 x 1.5- x 2.125, Россия: 24 x 2 (47-507)
490 550 A
457 22 x 1.75; x 2.125
451 20 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8
445 Россия: 20×1 1/4 (30-445)
440 500 A
419 20 x 1 3/4
406 20 x 1.5- x 2.125, Россия: 20×1 3/4 (40-406)

Большинство этой информации взято из книги John Allen «Sutherland’s Handbook for Bycicle Mechanics» – библии велотехнологии. В ней приведены более полные версии этих таблиц.

Соображения по выбору ширины.

Хотя и можно использовать практически любую комбинацию покрышка-обод, у которой совпадают посадочные размеры, с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.

Если одеть очень узкую покрышку на широкий обод, вы рискуете получить частые проколы и повредить обод при езде по не идеальным дорогам.

Если использовать очень широкие покрышки на узком ободе, то боковины покрышки могут легко повредиться. Такая комбинация к тому же приводит к плохой управляемости, особенно на низких скоростях. К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие ободья. Такие ободья очень плохо подходят к широким покрышкам, если только покрышки не накачивать очень сильно, что в свою очередь приводит к излишней нагрузке на боковины обода. При этом теряется смысл широких покрышек – это их малое рабочее давление.

Ниже следует таблица рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода, составленная Georg Boeger.

Какие шины подходят к какому
ободу (все размеры в миллиметрах)
Ширина покрышки (по ISO)

Внутренняя ширина обода

18 20 23 25 28 32 35 37 40 44 47 50 54 57
13 Да Да Да Да
15 Да Да Да Да
17 Да Да Да Да Да
19 Да Да Да Да Да Да
21 Да Да Да Да Да Да
23 Да Да Да Да
25 Да Да Да Да Да

 

 

Exit mobile version