Велосипед. Устройство, классификация, выбор, покупка.

Достоинство современных велосипедов — возможность
проводить их усовершенствование установкой других узлов и деталей.
Замена тормозов, передних вилок, рулей, седел, педалей, колес и шин, а
также изменение количества передач позволяет “настраивать” велосипед
под запросы владельца, его анатомию и условия эксплуатации.К основным элементам велосипеда (фото 1) относятся:

Фото 1. Устройство велосипеда: 1 — рама; 2 — передняя вилка пружинная; 3 — ободной тормозной механизм; 4 — ручка тормоза; 5 — педаль; 6 — шатун; 7 — блок передних (ведущих) звездочек;
8 — цепь; 9 — механизм переключения скоростей; 10 — блок (кассета) задних (ведомых) звездочек; 11 — обод колеса; 12 — спицы; 13 — втулка; 14 — шина; 15 — руль; 16 — седло; 17 — трубы заднего треугольника

Рама — главная часть конструкции, к ней крепится все остальное. Для изготовления рам используют различные материалы:

  • алюминиевый сплав — наиболее распространен благодаря приемлемой цене и небольшому весу;
  • сталь низколегированная — недорогой, но тяжелый металл, используемый в основном на недорогих велосипедах;
  • титан и сталь хром-молибденовая распространены мало из-за высокой стоимости;
  • углепластик
    (carbon) самый дорогой и легкий материал, но чувствителен к ударам.
    Поэтому используется только на профессиональных велосипедах, где важен
    минимальный вес, например на гоночных.

Рамы состоят из труб, образующих два тре-угольника — передний и задний. Если верхняя труба расположена высоко — раму называют закрытой (мужской), если низко — открытой (женской).

Одну и ту же модель рамы выпускают разных размеров. Это нужно для облегчения подбора велосипеда под рост человека.

Передняя вилка — узел, на который опирается рама; к ней крепятся переднее колесо, тормоз и руль. Конструктивные исполнения вилок:

  • жесткие — без пружин;
  • пружинные
    — имеют упругие элементы, снижающие силу удара при наезде колесом на
    препятствие. Если между витками пружин размещен высокоэластичный
    материал — эластомер, они называются пружинно-эластомерными;
  • амортизаторные — предотвращают раскачку велосипеда, улучшают сцепление шины с дорогой. Колебания гасят гидравлические амортизаторы.

Тормоза могут быть разных типов:

  • втулочные — расположены во втулке заднего колеса и приводятся в действие вращением педалей “назад”;
  • ободные
    — (фото 1, поз. 3) приводятся в действие тросиком или гидравликой при
    нажатии на ручку тормоза за счет прижатия колодок механизма к
    специальной дорожке на ободе колеса. Гидравлический “вариант” позволяет
    точнее дозировать тормозное усилие, но более дорогой;
  • дисковые(фото 2) напоминают по конструкции автомобильные дисковые тормоза и
    имеют тросиковый или гидравлический привод. Стоят довольно дорого, но
    не боятся искривлений (восьмерок) обода, а колодки служат дольше,
    поскольку грязь на диск попадает меньше, чем на обод.

Фото 2. Дисковый тормоз

Привод (цепной механизм) включает в себя:

  • педали — имеют специальные выступы,
    чтобы обувь не скользила. Для фиксации ступни оснащаются ремешками или
    контактными креплениями. Последние требуют определенного опыта, чтобы
    при необходимости своевременно отстегнуть ногу. Присоединительная
    резьба у большинства комплектов педалей одинаковая;
  • шатуны выпускают нескольких длин для велосипедистов разного роста;
  • звездочки:
    ведущие (передние) от 1 до 3, крепятся на правом шатуне; задние
    (ведомые) от 1 до 9, на втулке заднего колеса и передают на него
    вращение;
  • цепь — различается по длине и толщине в зависимости от количества передач. Поэтому не все цепи взаимозаменяемы;
  • переключатели передачимеют тросиковый привод от рычажков или резиновых поворотных ручек
    (фото 3). На дорогих гоночных велосипедах привод переключателей
    совмещен с ручками управления тормозами.

Фото 3. Ручки переключения передач

Некоторые производители рекомендуют правильно пользоваться передачами и для уменьшения интенсивного износа деталей долго не ехать с сильно
перекошенной цепью. Это происходит, когда она находится на внутренней
передней и наружной задней звездочках или наоборот (рис. 1).

Рис 1. Различные положения цепи: а — когда она
быстро изнашивается из-за перекоса; б — несколько вариантов нормального
положения цепи

У городских велосипедов, как правило, только по одной передней и задней
звездочке. Если конструкцией предусмотрены несколько передач, то иногда
их механизм находится внутри задней втулки (фото 4), что позволяет работать переключателем стоя на месте, хорошо защитить его от грязи и свести к минимуму обслуживание.

Фото 4. Втулка заднего колеса с внутренним механизмом переклю-чения передач

Колеса состоят из втулки, спиц и обода. Эти компоненты продаются отдельно, что позволяет собрать колесо с нужной прочностью.

  • втулка снаружи имеет отверстия для крепления спиц, а внутри подшипники и ось, которая крепится к вилке или раме;
  • обод(рис. 2) может быть однополочным — обладает небольшой прочностью,
    двухполочным — более прочный и трехполочным — особо прочный, но в
    заводской комплектации не устанавливается, а приобретается отдельно при
    повышенных требованиях к прочности;
  • спицы
    изготавливают из легированной или нержавеющей стали и титана.
    Количество спиц рассчитывают в зависимости от назначения велосипеда.
    Если важна прочность — их число увеличивают, а при необходимости
    снизить силу сопротивления воздуха (на гоночных) — уменьшают. Для этой
    же цели делают широкие пластиковые спицы (три–четыре) или сплошной диск
    из пластика.

Рис 2. Профили ободов велосипедных колес: а — однополочные; б — двухполочные; в — трехполочные

Шины на велосипедах в основном камерные, поскольку бескамерные
требуют специальных ободов. На шинах обозначается диаметр в дюймах или
мм, иногда и ширина.

  • узкие шины (фото 5) с неглубоким
    рисунком протектора и давлением 6 бар обеспечивают небольшое
    сопротивление качению. Поэтому их устанавливают на гоночных
    велосипедах;

    Фото 5. Рисунки протектора велосипедных шин: а —
    для шоссейных дорог (узкие); б — “вседорожный” (средние); в — для
    движения по грунту (широкие)

  • шины средней ширины — “вседорожные”, предназначенные для движения как по дорогам, так и по пересеченной местности;
  • широкие шины с глубоким протектором обеспечивают лучшую проходимость при движении по грунту.

Руль изготавливают из стали или алюминиевого сплава.

Основные формы:

  • прямой (слегка изогнутый) — помогает уверенно управлять велосипедом вне дороги. Им комплектуются горные велосипеды и гибриды;
  • изогнутый вниз “бараньи рога” — позволяет спортсмену менять положение тела. Применяют на гоночных шоссейных велосипедах и турингах;
  • изогнутый вверх — обеспечивает более комфортное положение тела, близкое к вертикальному на городских велосипедах.

Седло (фото 6) регулируется по высоте и наклону, может быть
подпружиненным (на городских велосипедах). Иногда пружину располагают в
подседельной трубе (штыре). На велосипедах для активной езды седло
узкое (из эргономических соображений), часто имеющее ложбинку
посередине, которая препятствует пережиму кровеносных сосудов.

Фото 6. Велосипедные седла

Дополнительное оборудование
Крылья (щитки, фото 7) защищают от воды, грязи
и мелких камней летящих из-под колес. Изготавливаются из пластика и
имеют разную длину. Короткие используют в основном на горных и
гибридных велосипедах, длинные — на городских или турингах.

Фото 7. Дополнительное оборудование для
велосипеда: 1 и 2 — переднее и заднее пластиковые крылья; 3 — фара; 4 и
6 — передний и задний фонарь; 5 и 6 — багажники; 7 — велокомпьютер.

Щиток цепи предохраняет брюки от загрязнений и попадания “под
цепь” на передней звездочке. Устанавливается на городских и складных
велосипедах.

Багажники делают из стали или алюминиевых сплавов. В большинстве
случаев они крепятся на заднюю часть рамы, а у двухподвесочных
велосипедов к подседельной трубе.

Фары современных моделей выполнены на светодиодах. Они хуже
освещают дорогу, чем “галогенные”, но работают значительно дольше,
благодаря низкому потреблению энергии батарей или аккумуляторов,
которые могут быть встроенными в корпус фары.

Фонари передние и задние на светодиодах используют для
обозначения габаритов велосипеда в темное время. Передний фонарь не
заменяет фару из-за небольшой силы света. Работают от батарей или
аккумуляторов.

Велокомпьютер — электронный прибор. В зависимости от модели
отражает на своем жидкокристаллическом дисплее скорость (в том числе
среднюю и максимальную), пробег, текущее время, продолжительность
поездки, температуру окружающего воздуха, высоту над уровнем моря
(альтиметр) и т. п.

Рекомендации

Новичку не обязательно сразу покупать дорогую модель — в процессе обучения может выясниться, что велосипед выбран неудачно.

Не лучший вариант самые дешевые велосипеды — в большинстве случаев это низкокачественные изделия неизвестного происхождения.

Перед покупкой велосипеда желательно:

  • определиться, для каких целей он
    приобретается. Это поможет выбрать подходящий тип и модель,
    дополнительное оборудование и избежать некоторых проблем. Например,
    использование дешевых велосипедов для экстремального спорта в
    большинстве случаев приведет к получению травм из-за поломок деталей;
  • воспользоваться услугами проката велосипедов и опробовать понравившейся тип, модель;
  • проконсультироваться у опытных велосипедистов и посмотреть тематические интернет-сайты.

Лучше приобретать велосипед:

  • в специализированных магазинах с большим
    ассортиментом моделей. Солидные “веломаркеты”, помимо предоставления
    гарантии, осуществляют одно бесплатное техобслуживание и регулировку;
  • в
    конце года часто в магазинах проводят распродажи моделей уходящего
    сезона, но выбор может быть невелик. Наибольший ассортимент велосипедов
    весной и в начале лета, однако цены выше зимних;
  • в
    комплектации, наиболее отвечающей индивидуальным запросам, так как
    последующее переоборудование повлечет дополнительные затраты.

В некоторых фирмах есть услуга — предварительный заказ велосипеда в
желаемой комплектации. В этом случае покупка может обойтись дешевле на
15-40%, но потребуется предоплата и придется ждать. Поэтому этим
вариантом хорошо воспользоваться осенью, чтобы к весне точно получить
велосипед.

При выборе обратить внимание:

  • на размер рамы. Между ее верхней трубой и пахом велосипедиста (велосипед между ногами) должен оставаться просвет не менее ширины ладони;
  • на
    форму седла. Его выбор строго индивидуален — зависит от анатомических
    особенностей покупателя. Важно, чтобы кости тазобедренных суставов не
    “свисали” с седла и вес тела приходился на них;
  • на
    диапазон регулировки седла по высоте. Оно должно устанавливаться так,
    чтобы колено человека, сидящего на велосипеде, находилось точно над
    педалью, если шатуны расположены горизонтально;
  • на
    затяжку болтов и гаек, отсутствие люфтов в подшипниках. Желательно
    произвести пробную поездку. Обратить внимание на тормоза и
    переключатели передач — все должно работать четко, без заеданий. В
    противном случае требуйте от продавцов регулировки или замены.

Первые поездки:

  • через 50-100 км пробега желательно проверить
    натяжение спиц колес, лучше в специализированной мастерской. Возможно,
    придется отрегулировать тросики тормозов и переключателей передач;
  • поэксперименти-руйте
    с наклоном седла, вы не должны сползать вперед или ощущать боль первые
    200-300 км общего пробега или 10-15 часов суммарного времени движения.
    Иначе необходимо покупать другое седло;
  • для
    длительных прогулок пригодятся перчатки, предохраняющие от мозолей и
    повреждения рук при падении, фляга для воды, насос и велоаптечка для
    ремонта шин. Если собираетесь ездить активно, особенно по бездорожью,
    для защиты от травм помимо перчаток потребуются шлем, очки,
    налокотники, наколенники и т. п.;
  • все велосипеды,
    особенно используемые в условиях бездорожья, требуют регулярного
    технического обслуживания, так как узлы и детали работают при больших
    нагрузках в условиях сильной загрязненности.
Наиболее распространенные типы велосипедов

Городской (дорожный) / citybike от 300 $

назначение: спокойные поездки по хорошим дорогам не рассчитан на экстремальные нагрузки;

особенности: значительный вес рама закрытая или открытая колеса 26 или
28″ шины средней толщины (1, 5″) с мелким рисунком тормоза втулочные или
ободные передач от 1 до 7 оснащается максимумом дополнительного
оборудования.

Туринг / touring от 500 $

назначение: для длительных турпоездок по хорошим дорогам;

особенности: рама рассчитана на движение с грузом колеса 28″ есть крепления для дополнительного оборудования.

Складной / folding bike от 70 $

назначение: для спокойных прогулок;

особенности: рама имеет шарнир, позволяющий складывать велосипед для перевозки и хранения вилка жесткая колеса 20″ или 24″.

Шоссейный (гоночный) / road bike, road racing bike от 700 $

назначение: для скоростного движения по хорошим асфальтовым дорогам;

особенности: небольшой вес всех деталей колеса 28″ жесткая вилка имеет
до 27 передач, что позволяет развить значительную скорость ободные
тормоза заводские крепления для крыльев и багажников отсутствуют.

Для фристайла / BMX от 700 $

назначение: выполнение акробатических трюков;

особенности: низкая рама колеса 20″ с большим количеством спиц (до 48)
и специальными опорами для ног на “продолжении осей колес” (пеги) руль
вращается вокруг оси без перекручивания тросиков тормозов благодаря
особой конструкции рулевой колонки.

Гибрид / hybrid от 200 $

назначение: промежуточный вариант между дорожным и горным велосипедом
обеспечивает уверенное движение по дороге и пересеченной местности не
приспособлен для экстремальных видов спорта;

особенности: вилка может быть подпружиненной или амортизаторной колеса
28″ выпускают двухподвесные модели до 27 скоростей предусмотрены
заводские крепления для дополнительного оборудования.

Горный велосипед (mountain bike, MTB)

Выпускается несколько видов горных велосипедов, предназначенных преимущественно для движения по пересеченной местности.

Все они имеют следующие особенности:

  • колеса диаметром 26» с двухполочным ободом
  • шины достаточно широкие с глубоким (“зубастым”) профилем протектора
  • тормоза дисковые или ободные с тросовым или гидравлическим приводом
  • большое количество передач (до 27) позволяет уверенно двигаться в сложных условиях
  • узлы и детали повышенной прочности способны выдерживать большие нагрузки.Для активного отдыха можно выбирать горные велосипеды начального и
    среднего ценового диапазона, а для экстремальных видов спорта – кросс
    по пересеченной местности (cross country), преодоление препятствий
    (trial) скоростной спуск с гор (downhill) нужны более дорогие модели.

    Двухподвес / full suspension от 1500 $

    Оба колеса подрессорены, что обеспечивает более плавное движение по
    неровностям, но приводит к раскачке при интенсивном нажатии на педали
    во время разгона и усложняет конструкцию; используется в основном для
    скоростного спуска с гор.

    Ригид / rigid от 200 $

    Имеет жесткую вилку, что удешевляет конструкцию.

    Хардтейл / hard tail от 350 $

    Пружинная или амортизаторная вилка; самый распространенный горный велосипед.

    Софт-тейл / soft tail от 1200 $

    Вилка как у хардтейла; трубы заднего треугольника изогнуты — это позволяет им “пружинить” на неровностях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *