Необходимость в крыльях для меня появилась сразу с покупкой велика. Дело было в ноябре, и временами было несколько мокровато. Конечно, брызги воды или мокрого грязного снега сами по себе не так страшны-просто пачкают, и все. А вот летящие в лицо увестистые комья грязи из-под переднего колеса весьма неприятны. Да и появляться в офисе в таком виде, будто только что искупался в ближайшей луже, не хотелось. А кататься хотелось.
Итогом стало приобретение крыльев от неизвестного производителя по цене около 300 рублей за пару. Выглядят они так:
Возможно, многие узнают эти крылья. Однако тем, кто о них еще не знает, я сообщу личный, не очень позитивный опыт эксплуатации.
Крылья крепятся просто, как и все гениальное. Не так уж и плохо-относительно легко одеваются и снимаются, хотя не без помощи отвертки. Заднее крепится на подседельный штырь:
Если слишком сильно затянуть, может лопнуть крепление. Если слишком слабо-крыло будет елозить в стороны, т.к. подседельник круглый и гладкий. Кроме того, данное крыло не годится для тонких подседельников, потому что внутренний диаметр крепления довольно велик. Исправить обе проблемы можно, накрутив на подседельник ленту. Можно изоленту, можно ее же, но из сырой резины-лучше держит. Конечно, это помешает быстро менять высоту седла при необходимости, но тут уж надо решать, что важнее-высота седла или чистота спины.
К слову, чистота получается довольно условная. Как выглядит крыло со стороны, видно на снимке:
При взгляде сверху на это крыло видно, что оно заужено к концу. К тому же оно раскачивается в стороны, в результате защита от грязи сзади просто никакая. Максимум, от чего защищает-от особо крупных кусков грязи, но если ехать так, что они поднимаются колесом, грязь видимо уже пофигу. Еще недостаток-крыло совершенно не защищает систему и передний переключатель. На него налипало весьма прилично обледеневшей жижи, в общем плохо все.
Переднее крыло из этого набора крепится на гариллу вилки:
Крыло неплохо защищает, кусков грязи, летящих мимо лица (а часто и в него) уже нет. Однако нижняя часть тела забрызгивается основательно. Крыло короткое и суженое внизу. Как оно выглядит на колесе, можно увидеть здесь:
На переднем крыле через две недели эксплуатации (обычных зимних городских покатушек) развалился металлический держатель. Там уголок с дырочками, он просто сломался пополам, не выдержав веса крыла и возникающей продольной раскачки. Я сделал аналогичную деталь из более прочной стали, которая благополучно дожила до смены крыла. После модернизации крепления крыло перестало елозить в стороны и мои штаны равномерно забрызгивались с обоих сторон 🙂
Следующие купленные мной крылья больше похожи на те, что ставят на шоссейники:
Они заметно более длинные и по идее должны обеспечивать хорошую защиту. Так я думал, глядя на них в магазине. Реальность оказалась не такой радужной. Стоили тоже около 300 рублей за комплект, выполнены из довольно прочного пластика, который тоньше чем тот, из которого сделаны предыдущие крылья.
Переднее крыло крепится болтом на гариллу вилки, без отвертки тут не обойтись:
Установленное крыло выглядит так:
Вроде бы все прекрасно, но есть одна незаметная вначале проблемка: дуга крыла слишком далеко отходит от колеса. Если его приблизить, защита по идее будет немного лучше, но крыло будет постоянно хлопать по колесу на кочках и ухабах. Крыло довольно узкое, поэтому на поворотах и при быстром проезде через лужу защиты практически нет.
С задним дело обстоит интересней. Чтобы его закрепить, необходимо снять заднее колесо и привернуть крыло болтом к распорке между перьями. У кого-то вполне может оказаться, что закрепить его будет невозможно. Зато крыло защищает (и довольно неплохо) передний переключатель и систему от брызгов с колеса на возврате:
Со стороны выглядит это так:
Кроме неудобной и долгой установки (и такого же сложного съема) есть еще ряд проблем. Крыло хотя и держится за подседельную трубу рамы специальным хомутом, плюс закреплено болтом между перьями, на самом деле очень разбалансировано. Почти вся его масса расположена в верхней части и хотя крыло обладает неплохой поперечной жесткостью (лучше чем у вышеописанного аналога), его все равно качает в стороны. В совокупности с узкой формой это дает очень слабую защиту от грязи. Залихватский угол крыла почти сводит на него его эффективность, а разбалансированность позволяет крылу иногда соскакивать с подседельной трубы и перекашиваться в любую сторону. В общем, единственный плюс-защита кареточного узла и переднего переключателя.
Почти отчаявшись найти нормальные крылья и поглядывая в сторону широченных карбоновых я вдруг увидел в «Спортмастере» Крылья Мечты. Производитель не постеснялся поставить свой логотип, что сразу внушало уважение. Цена еще добавила к этому уважению и крылья были куплены за недетскую цифру около 1300 рублей. Кстати, они продавались по отдельности, что тоже можно рассматривать как плюс.
Крылья эти довольно массивны, по весу явно не уступают своим вышеперечисленным аналогам. Видимо, неплохо к массе добавляет мягкий материал, напоминающий резину. Из него выполнено продолжение крыльев на их концах, что пожалуй здорово способствует прочности:
Места склейки обработаны хорошо, видно что трудился не дядюшка Ли в сарае у рисового поля, а по крайней мере у станка или на чем там эти штуки делают, скорее всего штамповка такая хитрая. В общем, два разных материала и нет щелей между ними. Выглядит надежно и не думаю что начнет разваливаться, хотя со временем посмотрим.
Переднее крыло крепится довольно интересным и по-моему самым лучшим способом: внутрь рулевого стакана снизу засовывается распорка, и болтом к ней прикрепляется держатель, одновременно распорку закрепляя так, что она очень хорошо держится в трубе. Крыло при этом получается выше гариллы вилки и крепится фактически к ее короне:
Вставляется крыло на «салазках» до щелчка, который означает фиксацию держателем. На крыле расположены направляющие для салазок и довольно хилая конструкция фиксатора. Однако весь узел сделан съемным, что позволяет надеяться на возможность замены на аналогичный из металла в случае поломки родного.
Нажатие на оранжевую кнопку позволяет снять крыло изящным движением. Процесс занимает около секунды и для него требуется только один инструмент — руки. Кнопка удобно расположена и до нее не надо тянуться, но случайно на нее тоже не нажмешь.
Крыло отлично защищает от грязи и воды, не говоря уже о кусках и камушках. Широкое само по себе, оно расширяется книзу, создавая дополнительную защиту и хотя расположено довольно высоко от колеса, это не вредит его эффективности:
Из недостатков могу отметить только небольшой (в пределах нескольких градусов) люфт в стороны и поскрипывание. И то, и другое вылечилось наклейкой ленты из сырой резины по бокам от держателя в нижней части короны вилки. Мягкий, пластичный материал нижней части крыла позволяет цепляться им о бордюры и прочие препятствия без ущерба для самого крыла и устойчивости движения. Кроме того, для особо продвинутых любителей чистоты есть возможность повесить на нижнюю его часть дополнительный «брызговик» — крыло выходит за пределы колеса и «брызговик» не будет об него цепляться. Также крыло за счет расширенной нижней части хорошо защищает от грязи при поворотах и езде через лужи.
Заднее крыло обладает довольно интересным способом крепления:
Вытягивающийся ремешок позволяет закрепить крыло на подседельнике любой толщины и даже на подседельной трубе рамы. Внутренняя часть ремешка отделана резиновой сеткой, чтобы не допустить проскальзывания, а пластиковая половина снабжена специальной резиновой прокладкой. Подгон длины ремешка занял у меня довольно долгое время (видимо, из-за врожденной кривизны рук или многочисленных ошибок в ДНК, т.к. на самом деле там все просто :)), но в конце концов оптимальная длина была подобрана. Легкий щелчок крышки-и крыло намертво сидит на подседельнике. Есть еще два маленьких шурупчика, их можно завернуть в фиксатор. Эти шурупчики не дадут добрым людям снять крыло таким же легким движением и унести его с собой.
Все было прекрасно, но тут проявила себя маленькая ложка дегтя. Никелированный подседельник моего велика довольно гладкий, в отличие от матированных черных аналогов и крыло немного елозит по нему в сторону, все время сползая почему-то направо. К тому же направо оно стремится сразу при закреплении. Первую проблему вылечил с помощью любимой ленты из сырой резины (наверное, я скоро буду мазать ее на хлеб-такая полезная штука), а вторую-с помощью примерного расчета угла, на который крыло съедет направо при установке. Ставлю его с учетом этого угла, оно выравнивается и наступает рай на земле:
Как видно на снимке, крыло закрывает большую часть колеса. Задняя его часть заметно расширяется, и даже та небольшая раскачка в стороны, которую позволяет очень серьезная поперечная жесткость крыла, не позволяет колесу забрызгивать мою тушку грязью. Конечно, 100% защиты даже это крыло не дает, однако после покатушки около 5 км. по мокрому городу я лишь слегка протер рюкзак.
У заднего крыла очень широкий диапазон настройки угла и высоты относительно колеса с помощью шарниров на болтах. Это позволяет как опустить его почти к колесу для максимальной защиты при движении по шоссе, так и поднять очень высоко вверх, чтобы защититься от крупных кусков грязи при езде дирти-офф-роад. Угол и высота регулируются тремя болтами под шестигранный ключ. Болты хорошо фиксируют крыло и оно не меняет установленный угол.
Что мне еще понравилось, так это оригинальная защита системы и переднего переключателя. Она выполнена в виде нижнего мини-крыла под шарнирами:
Это мини-крыло сделано из того же мягкого материала, что и концы обоих крыльев. Его угол регулируется отдельно и также можно как опустить вплотную к колесу, так и поднять повыше. Почти все брызги с колеса, которые попали бы на подседельную раму, переключатель и систему, блокируются этой нехитрой маленькой защитой.
Это почти идеальные крылья с целой кучей достоинств и малозаметными недостатками. Возможно, что-то всплывет позднее, расклеится или развалится, поломается и т.д., но сейчас я очень доволен. Грязи нету, а вода нам не страшна 🙂