Цепь должна быть по возможности чистой.
Цепь надо мыть после каждого катания по грязной или пыльной местности.
Песок и глина, попадая в звенья цепи, резко ускоряют ее износ.
Если вы оставите цепь грязной на несколько дней, то на ее звеньях появится ржавчина.
Чем мыть цепь?
- Специальные моющие средства — очистители цепи.( Хорошо чистят, но дорогие)
- Растворители, керосин, уайт–спирит. (Продаются в хоз. магазинах, хорошо чистят но сильно воняют. поэтому чистить надо на уличце)
- Мыльные растворы типа Фэри. (чистят средненько, не воняют, но после них надо промывать цепь обычной водой)
- Просто протереть тряпкой (Очистит плохо, но зато легко и быстро, подходит для несильно загрязнённых цепей)
Бензином мыть — не рекомендуется.
Почему цепь вытягивается?
Велосипедисты часто говорят о том, что цепь «вытянулась», так как будто пластины цепи деформировались от циклических нагрузок при педалировании. На самом деле цепь удлиняется не так. Основной причиной удлинения цепи является износ металла в местах трения заклепок о стакан в процессе того, как звенья цепи поворачиваются относительно друг друга при набеге и сходе со звездочек.
Чистка цепи.
Два способа мыть цепь
Традиционный способ состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Если вы хотите мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено.
Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов.Можно использовать емкость с растворителем и зубную щетку для чистки снятой цепи в тазике. А можно использовать пластиковую бутылку: наливаем в неё растворитель или керосин, кладём цепь и хорошенько трясём.
Другой способ состоит в том, что вы моете цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель.
С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше.
С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи. (От переводчика. Но все же лучший способ очистки цепи — ручной с использованием щеточки и растворителя.)
Что надо смазывать в цепи?
Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно — смазка только наберет на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.
Что такое хорошая смазка?
- Хорошая смазка должна легко проникать в труднодоступные места (должна быть жидкой)
- Смазка не должна вытекать (значит, она должна быть густой).
- Не вымывается водой
- Не должна вступать в химические реакции с металлом, из которого сделаны звездочки
То есть хорошая смазка для цепи — это всегда компромисс
Чем смазывать?
Аэрозольные смазки
Поставляются в аэрозольных баллончиках. На безрыбье можно применять отечественное масло УНИСМА или импортное WD40.
Плюсы: аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.
Минусы: часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр).
Жидкие смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло.
Плюсы: точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев.
Минусы: не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.
Двухкомпонентные смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. Это — попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция — как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая смазка.
Плюсы: как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение.
Минусы: требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов.
Пример двухкомпонентной смазки — White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой — White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 50–100 км).
Густые смазки
Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки — ЛИТОЛ–24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус — очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во–первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить ее снаружи… Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.
Как часто надо смазывать цепь?
- Через 100-150 км
- Когда начнёт поскрипывает цепь
Последовательность обслуживание велосипедной цепи
- Вымыть цепь и звёздочки
- Просушить цепь
- Капаем из масленки или из медицинского шприца в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев. Это надо проделать для каждого звена цепи (вращая педали назад).
- Крутим педали в обратном направлении минуту.
- Убрать излишки масла. (Снаружи цепи и звёзды протереть чистой сухой тряпочкой)
- Внимание! берегите элементы тормозной системы от попадания на них смазки