Виды травм при катании на велосипеде и помощь при них

Для начала определимся, какие опасности подстерегают байкера на тропе войны, кроме перелома рамы в двух местах и вывиха вилки из сустава – то бишь кроме повреждений байка!

Все травмы можно разделить на:
1. Легкие травмы и повреждения
2. Травмы средней тяжести.
3. Тяжелые травмы.

Данная градация мной взята по принципу опасности повреждения для жизни безбашенных байкеров (мальчиков-кабриолетов). К первому пункту отнесем раны, и сильные ушибы. Ко второму – переломы различных костей (акромя черепа и позвоночника). Ну и, наконец-то, к третьей группе отнесем переломы позвоночника и черепа, а так же травмы внутренних органов…
Вы, конечно, можете спросить – как же надо умочиться на байке, чтоб повредить внутренние органы? Отвечу… Парни!!! Вы можете кататься трижды аккуратно и четырежды экстремально, при этом получив максимум пару ссадин, но едучи где-нибудь по зоне отдыха, естественно отдыхая при этом и никого не трогая, можете быть атакованы тупорылым ублюдком на дорогой нафокстроченной стрит-рейсинговой тачиле. Вы, понятное дело, даже из этого извлечете пару-тройку полезных моментов – научитесь летать без крыльев, например… но вот после приземления… Ну вы понимаете?..

Так вот. Я попробую дать здесь более-менее универсальный алгоритм действий, будь ты один посреди дикого леса, или среди толпы друзей, рядом с приемным отделением крупной городской больницы.

Итак. Легкие травмы…

В данном пункте рассмотрим только раны. Ушибы сами по себе никак не лечатся. Можно непосредственно после травмы сделать тугое бинтование (эластичным бинтом, но можно и обычным) для того, чтоб добраться до дому, до хаты, а дома помазать «Фастум-гелем» пару тройку дней. По большому счету это все! Еще – снижение нагрузок на ушибленный орган! Хотя… кого они, на фиг, пугают ушибы эти!!!!.
Теперь о ранах. Первое, что вы должны сделать, обнаружив новую дырку в организме (имеются в виду раны не проникающие в полости тела – брюшную, грудную, черепа…) – это механически промыть ее. Для этого с собой нужно заранее купить раствор перекиси водорода (продается в любой аптеке) возить с собой. Раствор перекиси сам по себе не очень стойкий и довольно быстро выдыхается после его откупоривания, но так как один флакончик его стоит чего-то в пределах 6 – 8 рублей, то его можно закупать хоть раз в неделю! Зато…помимо того, что перекись при попадании в рану, уничтожает всякие антибайкерские микроорганизмы, она, пенясь, лучше удаляет из раны мелкие частицы грязи (гравия, куски проломанных парапетов и прочих препятствий)! Проще всего, открыв пузырь промывать непосредственно выливая перекись в рану из пузырька, так как ватой будет сложнее забраться во все тайные уголки раны. Перекись щиплет, мать её! Но, правда, не сильно, от шока не умрете – вытерпите… Точно, вытерпите – вы ж экстремалы!
Далее рану нужно смазать йодом. Только мазать нужно по краям раны, а вот в саму рану лучше йод не совать – будя зело бо-бо и, во-вторых, будет ожог, и рана станет хуже затягиваться. После того, как намазали йодом (а лучше бы зеленкой – но тогда будешь выглядеть как-то… сам представь – ты в стойке на заднем колесе, на парапете высотой метра полтора, делаешь Pedal kik через gap метра два, весь из себя прикинутый в каске-одежде-защите и в зеленке!!! Ха-ха-ха!) лучше всего в рану напихать мазь «скорая помощь» (она очень способствует заживлению), а после этого нужно наложить повязку.
Повязку нужно накладывать по такому принципу: начинать в более узком месте, далее идти на широкое место, затем спуститься обратно и там где начинал, нужно сделать узел. Завязывать нужно довольно плотно, иначе повязка будет елозить и излишне раздражать рану, но и не сильно туго – иначе омертвеет и отпадет травмированный кусок организма (шютка-с!). И еще, из бинта нужно сложить раза в 4 кусочек и положить на рану, а его уже прибинтовывать цельным бинтом.
Далее можно ехать домой, кататься дальше, брать у девчонок телефоны и т.п. Кроме того, в аптеке можно купить медицинский клей БФ и вечером, промыв хорошенько рану еще раз перекисью залить прямо в нее клей, так чтобы он вышел из-за краев раны, аккуратно размазать его чтобы получилась достаточно ровная и относительно ровная поверхность, дать подсохнуть. И все! Особенно это рекомендую, если рана находится в каком-нибуть очень подвижном месте – возле суставов например… а так же если вы по роду своей деятельности можете контактировать с какими-либо грязными предметами или, как я – медики – и контактируете с инфекцией, чужой кровью. По крайней мере, заклеив небольшую рану, можно смело катать дальше. Правда на месте происшествия заклеивать не рекомендую, так как, во-первых, кровь еще не остановилась, а во-вторых может оказаться что в попыхах вы недопромыли рану и вследствие этого могут развиться осложнения (нагноение, гангрена, сепсис, смерть….)
Если же рана глубокая или очень обширная (их называют скальпированными), то такую рану лучше промыть, либо просто чистой водой (можно какой-нибудь негазированной Бонаквой на худой конец), или раствором фурацилина – он продается в аптеках (не в коммерческих, а в государственных, где лекарства делают по рецептам) во флаконах по 200 и 400 мл. После этого, опять же наложить салфетку из бинта и, забинтовав, срочно ломить к докторам! Такие раны, как правило, очень плохо заживают и чем раньше обратитесь к врачам, тем меньше вероятность каких-либо богомерзких осложнений на вашу голову.
Запомните! Не смазывайте эти раны йодом – из-за тех же ожогов! Только промыть, забинтовать и в больничку – обрабатывать и ушивать! Больно, страшно… но нужно! А!… ну да… мы ж экстремалы!

Еще один нюанс… если имеется повреждение артерии или вены! Это ЖОПА! Нужно первым делом накладывать жгут (для этого подойдет любая веревка или ремень)!

Как определить, вена или артерия? Если кровища хлыщет алая – значит артерия! Если почти черная – значит вена.
При повреждении артерии жгут накладывается выше места ранения причем, если кровь не сильно-то останавливается, то, в проекции артерии под жгут нужно подложить какой-нибудь плотный валик (скатать из футболки, или проложить еще не размотанный бинт) – так лучше задавит артерию.
Если повреждена вена, жгут кладут ниже раны (кровь по венам течет навстречу крови в артерии). Принцип наложения такой же. Правда, при повреждении вен, можно дополнительно наложить и второй жгут, выше раны. Дело в том, что кровь в венах течет не только под давлением поступающей артериальной крови, но и в результате присасывающего действия сердца, поэтому, когда на вене появляется незапланированная конструкцией дырень, сердце начнет тянуть через вену окружающий воздух, и в этом случае возможно грозное осложнение – воздушная тромбоэмболия – а это смертельно! Ё-о! Написал и сам испужнулся!
Эт, что касается ран… Теперь о приятном!

Переломы!!!

Из переломов наиболее часто, в байкерском травматизме, встречаются переломы конечностей, а вернее длинных трубчатых костей, из которых они состоят. Переломы – это больно! Поэтому разрешается непосредственно после перелома смачно и нецензурно выражаться. Но недолго – хорошего по маленьку! Теперь о реанимации!
Если вы катались в городе, недалеко от дома, то можно попробовать, водрузив оторванное копыто на велик, а проще говоря, сесть на него и, отталкиваясь здоровым копытом (если сломана нога) добраться до дома, сховать в хату байк и вызвать «скорую». Далее можно расслабиться – сесть в кресло-качалку, накрыться пледом и, покачиваясь в нем, потягивать пиво и ожидать приезда ребят – специалистов по ремонту конечностей! Они сделают остальное!
Если же вы катались вдали от дома — прежде всего, необходимо позвонить родителям или друзьям – любым знакомым людям обладающим машиной или иными средствами, на которых, во-первых, можно эвакуировать байк, а, во-вторых, можно эвакуировать вас до больницы. Если телефона под рукой нет, то можно поплакаться в жилетку сердобольным прохожим, чтобы помогли – позвонили тем же самым знакомым! Или же можно попробовать уломать какого-нибудь водилу посговорчивее довезти вас до дома! Пара-тройка ударов ему в торец – и он отвезет хоть в Склиф, и по фиг, что вы во Владике (острая шутка, не правда ли?)!
Каких-то самостоятельных мер, типа накладывания шины или быстрой ампутации предпринимать не стоит – нужно просто максимально пощадить конечность. Конечно, во всех этих случаях лучше вызвать скорую, но это только в том случае, если есть на кого оставить байк (если вы еще на него не разозлились и не приняли твердое решение тут же выкинуть его на радость детишкам-аборигенам).
Иное дело, если вы катаетесь в лесу и сотовый не берет сеть… или его нет… или он умер вместе с вашим копытом, рамой и вилкой… тут уже дело серьезное! Если с вами имеется товарисч и не один, то еще пол беды… А если вы один? Правильно! Дуло в рот и… Короче, нужно накладывать шину(ы).
Принципы наложения шины таковы: необходимо чтобы были надежно зафиксированы сустав выше места перелома и сустав ниже места перелома.
При переломах голеней фиксируем колено и голеностоп, при переломе предплечья – лучезапаястный и локтевой, при переломе плеча – локтевой и плечевой (перелом бедра рассмотрим отдельно, несколько позже). Причем накладываем минимум две (2) шины.
Рассмотрим на примере перелома голени. Берем две достаточно прочных палки длиной от подошвы и примерно до середины бедра (можно до границы нижней и средней третей бедра). Одна палка будет приматываться по наружной поверхности конечности, другая по задней (спереди будет мешать коленка). Прежде чем накладывать шины, нужно намотать на зону перелома какую-нибудь подкладку (это если вы не в брюках и нога голая), чтоб палка дополнительно не травмировала поврежденный участок. Затем, берем «шину», к одному ее концу привязываем бинт, оставив конец сантиметров 15 (для того, чтоб потом завязать) и на 2 – 3 витка приматываем палку к ноге, так, чтоб нижний конец шины торчал на 1-2 см ниже подошвы. Затем берем вторую палку, обматываем вокруг нее 2-3 витка бинта, причем так, чтобы она оказалась как бы соединена с предыдущей палкой отрезком бинта длинной 10 см, дабы натянув бинт, она легла на ногу в аккурат по нужной поверхности (задней или наружной – смотря по какой из них уже примотана предыдущая), и в дальнейшем не смещалась. Далее плотно приматываете уже обе палки, причем на голеностопе нужно мотать так, чтоб часть витков ложилась только на голень, а часть на стопу и при этом бинты должны мотаться на концы, торчащие ниже стопы – короче – кто как сообразит, лишь бы зафиксировать стопу, чтоб она не двигалась. Затем, таким же макаром приматываете выше коленного сустава, максимально распрямив конечность. Бинты мотать так туго, как это позволит вам боль – главное чтобы нога в колене стала почти полностью ограничена в движениях. И уже напоследок – примотать на несколько витков в зоне перелома – для лучшей фиксации. Совсем не обязательно уматывать ногу в бинты от стопы до ушей полностью. Главное, чтоб бинты были намотаны не веревкой в одном месте, а хотя бы на ширину 10-15 см в каждом из мест перемотки.

Так же накладываем шины на плече и предплечье. Несколько иначе накладываем шины на бедро – нужно три палки. Две из них длинной от подошвы до уровня подмышек, и одна от подошвы до промежности. Сначала приматываем длинную по наружной поверхности, затем длинную по задней и затем короткую – по внутренней. Принципы приматывания палок такие же. Нижние концы хорошо фиксируете с голеностопным суставом, затем – несколько ниже и несколько выше колена, и верхние концы приматываете по грудной клетке.

Конечно же, при переломе бедра вряд ли вы сможете это сделать в одиночку – но если другого выхода не будет – то придется попотеть. Еще одна трудность – при переломе бедра очень часто развивается шоковое состояние.
По сути, шок проявляется резко учащенным сердцебиением, потливостью, ознобом, и конечно же болевым синдромом – а вы как думали, господа экстремалы?! Но жить захочешь – не так раскорячишься!

Если чувствуете, что вам резко плохеет, то нужно лечь, успокоиться и начать медленно и глубоко, ритмично дышать. Так полежать можно до тех пор, пока не придете в относительную норму. А далее снова за свое спасение!

Естественно, если вы один, то с байком вам будет очень сложно выбраться – поэтому, если сможете, запихайте байк в какую-нибудь траву (кусты, овраг) неподалеку от тропы, на которой вы исполнили финальный акробатический трюк, запомните хорошенько это место и, далее уже в автономное плавание, без лисапеда. Его пускай потом забирают ваши родичи (если не забудете где спрятали).
Если же вы не в состоянии куда-то припихать велик, то нехай валяется где упал – тут уж лучше пускай его украдут, чем вы загнетесь от очередного приступа боли во время его же транспортировки.
Хотя, в зависимости от окружающей местности, байк можно использовать и как телегу для перевозки себя же любимого – можно сесть на него и отталкиваясь здоровым копытом потихоньку катить в сторону родимой хаты. Главное полностью исключить движения в поврежденной ноге.
Обдумав все вышесказанное, я прихожу к нижеследующему: при катании в лесу, особенно в одиночку (да и с друзьями тож), с собой в аптечке нужно иметь еще и какие-либо анестетики (обезболивающие).
Проще всего достать препарат «новокаин», он продается без всяких рецептов. Для этого я бы порекомендовал купить флакон «новокаина» на 400 мл концентрацией 0, 5% и пару разовых шприцов на 20 кубов (20 мл). Правда во флаконах «новокаина» может и не оказаться в первой попавшейся аптеке, но в таком случае стоит зайти в любую большую городскую больницу – там почти наверняка будет аптечный киоск, где с большей долей вероятности он окажется! Или же будет в старых аптека – оставшихся еще с советских времен, где делают препараты по рецептам (см. про фурацилин), и у них не может не быть его – короче чуток поищете и найдете. Как обезболивать: отгибаете жесть на крышечке бутылки, протираете резиновую крышку йодом, протыкаете ее иглой и набираете раствор, периодически через иглу напуская во флакон воздух. Затем откладываете в сторону уже снаряженный шприц, одев предварительно на иглу колпачок, и протираете кожу ноги в зоне перелома циркулярно – создаете эдакое кольцо стерильности на ноге, затем берете шприц и обкалываете ногу по этому кольцу. Для этого, вводя иглу в ткани ноги, плавно давите на поршень шприца, чтобы перед кончиком иглы как бы шла новокаиновая подушка. Иглу вводите по самое не могу, то есть до конца! Вытаскиваете иглу так же, плавно, при этом не перестаете давить на поршень. Учтите, что когда вытаскиваешь иглу, поршень поддается легче, чем когда иглу вводишь в глубь тканей! Таким образом, вы обкалываете всю ногу по периметру, периодически набирая шприц заново, и расходуете при этом около 300 – 400 мл! То есть весь флакон. Совет – колите в ногу одной иглой, а из пузыря набирайте через другую. Это называется инфильтрационная анестезия. Аккуратнее по задней поверхности бедра, там проходит бедренный нерв, так что там лучше не шпынять на всю глубину и медленнее вводя иглу, сильнее вводить препарат. Конечно, таскать с собой такой флакон неудобно всегда и везде – можно просто убить его и все. Однако когда вы один (да и с друзьями) в лесу и далеко от города – очень будет не лишним. Единственная рекомендация – флакон упакуйте в какой-нибудь прочный футляр (пенал), дабы он не умер при том же падении в котором вы сломали ногу, а то будет грустно! Еще одно. «Новокаин» действует не очень долго – уже через 30 минут начинает «отпускать». Но, по крайней мере, этих 30-ти минут хватит на то чтоб с горем пополам вырезать шины, костыль и замотаться худо-бедно. При переломе ребер – никаких шин не накладываем, просто в зоне предполагаемого перелома туго бинтуем – почти стягиваем – грудную клетку. И все! Будет больно, будет трудно дышать, но это все! Кстати, если у кого есть хороший знакомый хирург или хотя бы просто врач, можно поклянчить такой препарат – хлорэтил – он в ампулах. Применяется накожно. То есть отламываете колпачок ампулы и брызжете им на кожу. Это тот самый препарат, которым на футбольных матчах подкованным футбольеро доктора щедро опрыскивают (замораживают) травмы! Его, кстати, можно применять как при переломах, так и при сильных ушибах.
Это все, что касается переломов.

А теперь уже о совсем веселых вещах – тяжелых травмах!

Короче, если вы опасно травмировались в городе – вы плюете на все, независимо от того, есть с вами рядом пара-тройка хохочущих над вами же друзей, или над вами ржут только прохожие, срочно вызываете (или умирающим голосом просите об этом кого-либо) «скорую помощь» и передаете свою судьбу в руки специалистов по сборке байкеров.
А вот если вы в лесу… (Кстати, а завещание на байк-то вы не забыли перед этой покатушкой написать?).
Какие наиболее вероятные тяжелые травмы могут быть? Вы можете обо что-нибудь пропороть себе пузо, или при переломе нескольких ребер можете еще обзавестись и раной, в которую будут видны ваши запыханные легкие и сердце, бьющееся в нехилой тревоге за судьбу всего организма. Иначе говоря, можете обзавестись проникающим ранением брюшной или грудной полостей.
Более вероятным вариантом будет проникающее ранение живота, и в этом случае все зависит, есть ли повреждение крупных внутренних органов (печень, селезенка, почки) и насколько это повреждение крупное. Но в любом случае, вы об этом узнаете только после попадания (это если вам все-таки повезло) в больницу, поэтому рану нужно перевязать, по принципам указанным выше (правда на туловище лучше не бинтом мотать, а хорошо приклеить пластырем), не промывая ее ничем и не смазывая. Завязались и помчались в ближайший населенный пункт.
Если у вас очень сильно болит рана, но этим все и ограничивается, то это еще пол беды, а вот если вы со временем будете чувствовать, все более усиливающуюся слабость, то это плохо и времени у вас пол дэцла!
Короче, время работает против вас! При открытых ранениях грудной клетки возможны повреждения легких, но они не так опасны, как печени, селезенки или почек. Ранения сердца… так что там про завещание-то?..
Короче при проникающем ранении грудной клетки нужно так же наложить повязку. Только она не совсем обычная. Для этого нужны будут пластырь, кусок чистого полиэтилена, и бинты.
Повязка делается следующим образом – складывается марлевая салфетка из бинта по площади нескоько больше раны, накладывается на рану, затем берется кусок полиэтилена, по площади больше салфетки, накладывается поверх нее и по периметру приклеивается пластырем, так чтобы получилось герметично!!! А сверху для надежности мотается бинтом. Для чего нужна герметичность? Дело в том, что в грудной полости имеется несколько отрицательное давление по сравнению с окружающей средой, за счет этого отрицательного давления легкие расправляются при вдохе и мы дышим. Когда же грудная полость получает сообщение с окружающей средой давление уравнивается и легкое спадается – следовательно становится трудно дышатьадыхательная недостаточность а смерть! Ё-о!..
Поэтому, чем быстрее вы заклеитесь, тем легче станет жить! Определить, открытое ли ранение грудной клетки, можно по тому, есть ли присасывание в грудную клетку воздуха или нет – приложив к ране все тот же полиэтилен!
Помимо этого, могут быть еще и различные черепно-мозговые и спинальные травмы, но мы-то знаем, что правильные байкеры катаются в шлемах!!! Да и совет при такой травме трудно дать заранее.
Как правило, если человек после черепно-мозговой травмы в сознании, то он сам мал по малу перекантует себя в больницу, если нет – то надежда на окружающих!
Если же имеем перелом позвоночника – то единственным верным шагом будет полная неподвижность потерпевшего до прибытия специализированных сил!
Если же вы один по среди джунглей… а на кого ваше завещание оформлено?..

Исходя из всего сказанного, я бы посоветовал иметь с собой в АПТЕЧКЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ следующие вещи:

  1. Бутылек с 5%-ным раствором йода (можно возить прямо в том пузырьке, в котором купили, главное, чтоб крышка держала хорошо, иначе рекомендую перелить в более надежный сосуд).
  2. Некоторое количество ваты – ей, намоченной в воде (перекиси), удобно вымывать крупный мусор из ран (мелочь и пыль вымывать лучше струйно).
  3. 3-4 узких бинта и 2-3 широких – чтоб удобнее было мотать на различных частях тела (на пальцах узким, на бедре – широким. Сообразите).
  4. Мазь «скорая помощь». У нас в Красноярске стоимость одного тюбика в аптеках около 30 – 35 рублей. Его хватит надолго.
  5. Медицинский клей БФ – хватит так же на кучу лет.
  6. Спички – мелкие раны лучше обрабатывать намотанным на спички ватным тампончиком.
  7. Хлорэтил – если вам удалось достать этот препарат то смело можно таскать с собой ампулу, особенно в случаях, когда после травмы вам может срочно понадобиться еще куда-нибудь добраться.
  8. Флакон «Новокаина» 400мл 0, 5% — как уже говорилось возить с собой только в случае, если едешь экстремально и далеко – где надежды на быструю встречу со «скорой помощью» очень мало.
  9. Два 20-ти кубовых шприца в целой упаковке. В тех же случаях.
  10. Эластичный бинт – даже не травмировавшись, но долго катаясь, или, едучи на марафонские дистанции, могут заболеть суставы (колено, кисть, локоть…) – будет не лишним тугое бинтование.
  11. Так же при экстремальных поездках не лишним будет иметь с собой какой-нибудь нож, лучше складной, но с лезвием побольше. Он пригодится для вырезания «шины» и много для чего еще.

Посмотрите популярные предложения нашего магазина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *